Они были первыми

От редакции: Эта рубрика посвящена тем, кто работает в школе со дня её открытия. Много пройдено и прожито за четверть века… И сегодня мы предлагаем вашему вниманию воспоминания людей, которые прошли эти 25 лет вместе со школой, отдавая ей свои силы, творческий потенциал, талант. Спасибо авторам и героям этой рубрики за преданность родной школе и своему делу.

***

Когда начинаешь вспоминать, как все начиналось, то, во-первых, появляется чувство чего-то светлого и радостного, и только потом в голове возникают различные картинки из школьной жизни.

Своих первых учеников школа встретила 1 сентября 1986 года. Учителя вышли на работу на месяц раньше, чтобы все подготовить. Открытие новой школы было большим праздником для всего микрорайона «Орбита». В тот год было набрано десять первых классов, и у каждого класса была еще спальная комната. В начальной школе учились три года. До девятого класса в каждой параллели было по шесть классов. И только 9 класс был один, а 10 класс не набирали.

Первым директором школы был Кокорин Юрий Тимофеевич. Завучем по начальным классам была Эйхман Нина Епифановна. В старшем блоке – Канева Роза Петровна. Учителя были набраны из разных школ и техникумов города.

В первые годы существования школу посещали бесчисленные комиссии и делегации. Учителя и ученики очень старались проявить себя с лучшей стороны. Были оформлены кабинеты, в школе работал бассейн, был сделан великолепный тир, куда ребята и учителя могли приходить каждый день и тренироваться в стрельбе. Классы были оборудованы радиоточками, по которым можно было прослушать все объявления, и на переменах играла музыка.

И постепенно школа приобрела известность и высокий статус в городе. Еще вспоминаю, как учителя почти каждый день после уроков собирались на спевки, чтобы участвовать в конкурсе художественной самодеятельности среди школ. СШ №25 поделила 1 место с СШ №1, и нас премировали поездкой в Москву на зимних каникулах.

В 1994 году при школе было открыто отделение гимназических классов. Его руководителем стала Турышева Тамара Леонидовна. Директором школы в это время был Фридрих Петр Александрович. Это был особый мир единомышленников. Ребята учились хорошо, побеждали на всех школьных и городских олимпиадах. А какие были тематические вечера «У девяти муз»! (КВНы, Вечера романса, драматизации литературных произведений, Дни здоровья и т.д.) Во всех этих мероприятиях учителя участвовали вместе с учениками.

Еще вспоминаются веселые учительские вечера, посвященные красным датам календаря и конечно же Дню Учителя, демонстрации и Дни здоровья, проведённые на турбазе в Лемью. Мы были молоды и полны энтузиазма. В этом году в школу пришло много молодых учителей. Хочется пожелать им удачи и не растерять все то хорошее, что есть в школе. Хочется, чтобы не забывали тех, кто эту школу начинал. А МОУ СОШ №25 желаю долгих лет и процветания!

Ямбаева Наталья Игоревна, учитель английского языка

 

 

 

***

Моим символом на протяжении всех лет педагогической работы был и остается развевающийся на ветру пионерский галстук. Именно с ним были связаны первые годы работы в нашей школе.

1сентября 1986года я начала работу в нашей школе в качестве старшей пионерской вожатой и проработала в этой должности 5 лет. Это было самое интересное время. Всё надо было начинать с нуля: создавать пионерские отряды, пионерскую дружину, которая будет носить имя В.А.Малышева. Осенью и весной пионеры сажали деревья в микрорайоне и около школы. Зимой проводили сбор макулатуры, военно-спортивную игру «Зарница» со взятием снежной крепости, ярмарку солидарности .

 

Активисты школы были награждены поездкой в Москву, где познакомились с женой и дочерью В.А.Малышева .

Я очень благодарна учителям, которые помогли организовать такую махину, как пионерская дружина имени В.А.Малышева, состоящая из 23 пионерских отрядов и 30 октябрятских групп. Это были учителя-профессионалы, учителя-наставники: Канева Роза Петровна, Кулёва Людмила Ивановна, Моисеева-Архипова Светлана Александровна.

Елькина Марина Васильевна, учитель истории

 

***

В своей педагогической практике самыми плодотворными я считаю годы работы в гимназических классах.

Это было время больших перемен в нашей стране, когда свобода, творчество, инициатива только еще начинали проявляться в наших гражданах. Именно эти качества педагогов, объединившись силой и энергией молодого поколения, дали, на мой взгляд, хороший результат.

Чем мы гордились тогда?

Прежде всего тем, что у нас был коллектив учителей - единомышленников, которые задолго до новых стандартов уже работали над формированием надпредметных умений и навыков, развитием личностных способностей учащихся. На это были направлены и новые предметы учебного плана, такие как риторика, хореография, театр, ТУТ (технология умственного труда) и разнообразные конкурсы: конкурс ораторов, конкурс театрального мастерства, танцевальный конкурс. Каким волнующим был для гимназистов конкурс вальса, где выбирали королеву и короля вальса. В литературной гостиной гимназисты читали свои стихи, встречались с профессиональными поэтами. Настоящим праздником творчества был город мастеров, где ребята показывали свои успехи в разных видах деятельности. Самыми яркими и памятными мероприятиями были открытие и закрытие Олимпиад. На церемонии открытия древнегреческие музы приветствовали всех интеллектуалов, торжественно вносился факел знаний. На церемонии закрытия награждались лауреаты. Такие мероприятия были зрелищными и запоминающимися.

У гимназии были свои герб, флаг, которые придумали сами гимназисты, и гимн, предложенный Зоей Васильевной Турьевой.

Действительно, это было время небывалого подъема творчества, единения, энтузиазма. Мы были как одна большая дружная семья, радовались успехам друг друга, вместе переживали неудачи. Я благодарна всем учителям, кто работал со мной в тот период, за понимание и поддержку. А как приятно слышать слова благодарности от бывших гимназистов, когда они с такой теплотой и гордостью вспоминают свои школьные годы. В этом, наверное, и есть педагогическое счастье.

Замлилая Любовь Михайловна, учитель истории

 

***

Двадцать пятой школе – двадцать пять! Хотя лучше, значительнее звучит – четверть века! Юбилей!!!

И все 25 лет я с ней, в ней, в любое время года, мыслями, делами, мечтами. А если хорошо подумать, то не 25, а даже больше! Наша семья жила тогда по адресу Малышева дом №2, строительство школы шло рядом с домом, школьное здание росло на наших глазах. Да и с первым директором Кокориным Юрием Тимофеевичем я встретилась на строительной площадке. На мою просьбу о приёме на работу он ответил согласием и предложил должность воспитателя группы продленного дня. Видимо, мои трое малышей-дошколят вызвали в нём некоторые опасения. И зря! За всё время работы в школе я ни разу не была на больничном!

За несколько дней до первого сентября Канева Роза Петровна предложила мне класс, необычный класс – музыкальный. Городская музыкальная школа находится от Орбиты далеко, очень неудобно ребятам до неё добираться, особенно малышам. Решено было в школе-новостройке открыть филиал музыкальной школы, создать специализированный класс. Будущих учеников моего 1 «И» (а буква была именно такая) прослушали преподаватели музыкальной школы и отобрали 24 девочки и всего 7 мальчиков. Но каких мальчиков! Лучшие голоса, звонкие, громкие! Все конкурсы строя и песни, так популярные в те времена, были за нами! Ни один концерт не обходился без нашего хора. И название у нас было чудесное – «Весёлые нотки».

Во вторую половину дня хозяйкой в классе была Голохвастова Алевтина Александровна – воспитатель группы продленного дня. Все время у неё было расписано по минуткам: у кого сольфеджио, а у кого – индивидуальные занятия на фортепиано, когда отправить детей на хор, а когда домашнее задание сделать. Мы вместе готовили внеклассные мероприятия, проводили родительские собрания, ходили в походы и музеи. У Алевтины Александровны я училась терпению, собранности, умению к каждому ученику найти индивидуальный подход.

Но время не просто шло, оно бежало, летело! И мой нынешний третий класс - уже восьмой набор в этой школе. А у моих первых учеников уже свои дети школьники и некоторые из них учатся в нашей школе. Я всматриваюсь в них, ищу знакомое во взгляде, в походке, в словах…Они такие разные, но и такие похожие!

Попова Елизавета Петровна, учитель начальных классов

 

Свет в окне

Каждое утро, когда я иду на работу, первым делом смотрю на окна старшего блока родной школы. И если я вижу, что на четвёртом этаже рядом с окнами кабинета истории горит свет, на душе становится спокойно и тепло. Значит, Люба или Марина уже пришли. Мы все – историки - стараемся прийти в школу как можно раньше. Я люблю переживать этот момент утренней тишины перед уроками. Есть время обсудить новости, приготовиться. Школа словно замирает в ожидании детей. Ближе к восьми утра в кабинете за кабинетом зажигается свет, коридоры постепенно наполняется голосами. Насколько легче начинать трудный рабочий день, когда рядом те, кто поддержит, подскажет, а иногда и развеселит. Вот уже 25 лет так начинается наш рабочий день в родной школе…

За эти годы было всё: и успехи, и трудности. Юбилей - это всегда подведение итогов. Но для меня это прежде всего благодарность тем, без кого порой было бы невероятно сложно. Наш союз даже не хочется называть казённым словом методическое объединение. Его состав за эти годы не раз менялся: кто-то приходил, кто-то, увы, уходил. Уже несколько лет не работает с нами Светлана Анатольевна Накорякова, но именно ее усилиями создан такой удобный 73-ий кабинет истории. В нём дети себя чувствуют как в настоящей аудитории. Здесь всегда тепло, уютно, но иногда «стихия» прорывается сквозь стены и потолок. Новые знания о мироздании давал нам коллега, учитель Ворсин Алексей Витальевич.

Сейчас рядом со мной самые надежные коллеги – подруги Замлилая Любовь Михайловна и Елькина Марина Васильевна. Два таких разных человека стали важной частью моей жизни. Любовь Михайловна - это «огонь», энергия, эмоции… Марина Васильевна – «воздух», равновесие, тепло. С ними любое дело по плечу. Как поётся в незамысловатой детской песенке:

Там, где трудно одному,

Справлюсь вместе с вами.

Где чего-то не пойму,

Разберем с друзьями!

В этом году к нам пришел новый молодой учитель истории Иван Геннадьевич Ярославцев. Мы с радостью приняли его в наш маленький дружный коллектив. На одну светлую, умную голову нас стало больше. Надеюсь, что еще на ближайшие 25 лет история в школе будет в надежных руках.

Как хочется, чтобы ещё долго-долго рано утром в нашем окне первым зажигался свет и учителя и дети с радостью поднимались в светлые уютные кабинеты на 4 этаже - к историкам…

Фимина Любовь Степановна, учитель истории

 

***

Школа 25. Третий этаж. Заветный кабинет номер 45. Распахнутая дверь. За столом среди кипы рабочих бумаг и важных административных документов сидит душевный и уважаемый всеми человек, без которого наша школа уже просто не мыслится, Нина Епифановна Эйхман, заслуженный педагог и отличный руководитель. На этом ответственном посту она находится почти 38 лет, за которые ни разу не усомнилась и не изменила выбранному в юности призванию. Об этом говорит и множество наград: Почетная Грамота Министерства просвещения РСФСР (1984 г.), значок «Отличник народного просвещения» (1995 г.), Почетная Грамота администрации г. Сыктывкара (2001 г.), Почетная Грамота Главы Республики Коми (2002 г.), Диплом лауреата премии главы г. Сыктывкара (2003 г.), Благодарственное письмо кафедры филологического образования КРИРОиПК (2005 г.), медаль «Достояние образования» (2010 г.).

Но жизнь Нины Епифановны не такая безоблачная, как кажется на первый взгляд. Многое ей пришлось пережить: жизненные трудности и испытания закалили её характер, научили общаться с людьми и понимать их, анализировать обстановку и прогнозировать на будущее. Её родители (мама с Украины, папа из Белоруссии) были репрессированы в наши северные края в 40-е годы ещё детьми со своими родителями. Трудились они в лесной отрасли в поселке Железнодорожный (ныне город Емва) Княжпогостского района Республики Коми. Папа Епифан Семенович работал бригадиром по раскряжёвке леса, мама Надежда Николаевна была в его бригаде нормировщиком. Детей у них было четверо, воспитывали их с любовью, но были требовательны и справедливы. Дети получили хорошее домашнее воспитание. Главным воспитателем в семье была бабушка Харамазь Елена Якимовна, она смогла привить детям интерес к устному творчеству и чтению, научила правильно поступать с людьми и всегда держаться достойно.

Уже в детстве маленькая девочка Нина любила играть в школу. А когда по-настоящему поступила учиться, была прилежной ученицей, много читала, хорошо училась, активно участвовала в спортивной и общественной жизни школы. Старалась быть строгой, но справедливой. Имея хорошее домашнее воспитание, Нина Епифановна в школе долгое время не проявляла лидерских качеств. Но уже в среднем звене умение увлекательно рассказывать, учиться в основном на «отлично» и хорошие перспективы в спорте помогли Нине Епифановне завоевать авторитет среди учащихся школы и уважение учителей.

После окончания школы она решила посвятить свою жизнь педагогике. Поступила на филологический факультет Коми государственного педагогического института. В МОУ «СОШ № 25» Нина Епифановна пришла из Управления образования г. Сыктывкара, где работала в качестве заведующей методического кабинета Октябрьского района. О школе-новостройке хорошо знала и поэтому сразу изъявила желание работать учителем русского языка и литературы, однако взяли её на должность заместителя директора, так как Нина Епифановна на тот момент имела шестилетний опыт административной работы. С этого момента и по настоящий день Нина Епифановна вот уже 25 лет трудится на благо детей и их родителей в школе
№ 25.

Несмотря на такой трудный жизненный путь, наполненный ежедневными заботами и думами о проблемах и успехах своих учеников, Нина Епифановна не утратила оптимизма. Она продолжает верить, что жизнь прекрасна, если ты нашел себя в ней, нашел свое место в работе, семье, в кругу единомышленников. И именно работа для нее, как и семья, стоит на первом месте и ассоциируется с самой жизнью: жизнь как работа. К работе у Нины Епифановны всегда было ответственное отношение, высокие требования как для себя, так и для других. И в работе для нее важен прежде всего результат, неприемлем труд впустую. Больше всего Нина Епифановна любит наблюдать, анализировать, делать выводы и ориентироваться на следующий этап. Она считает, что в работе педагога самое главное – понимать детей, уметь их прощать, радоваться и огорчаться вместе с ними, верить в них, давать надежду, оставлять их навсегда в своей памяти. И школа для неё – это прежде всего ученики, их родители, затем учителя, а потом уже и само место, которое должно быть уютным, обихоженным, хорошо оборудованным, чтобы дети чувствовали себя как в родном доме.

Помимо работы Нина Епифановна любит путешествовать. Путешествия – это её давняя мечта, которую она так до конца и не реализовала, хотя много путешествовала по литературным местам, но хотела бы посмотреть мир, побывать за рубежом, насладиться достопримечательностями Европы. Другая неосуществленная мечта детства Нины Епифановны – профессия геолога. Но утешает себя тем, что работая в школе всю жизнь, она как бы совершает путешествие вместе с детьми и находит удовлетворение («полезные ископаемые») в людях, больших и маленьких, в их удачах и радостях.

Судьба и достижения в труде такого необыкновенного человека, как Нина Епифановна, не могут оставить равнодушными ни взрослое, ни подрастающее поколение, являясь примером. Те семена добра и любви, посеянные ею в сердца людей, обязательно взойдут и принесут богатый урожай, умножая радость и счастье на земле.

Казакова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

 

  От редакции: В день школьного юбилея
свой день рождения будет праздновать и
Нина Епифановна , тоже ЮБИЛЕЙНЫЙ!
От всей души поздравляем!!! Желаем здоровья, творческих успехов, новых свершений на благо родной школы № 25!